Колесникова Надежда Николаевна

Проект для детей старшей группы "Какими бывают камни?"

 

 Проект для детей старшей группы

«Какими бывают камни?»

Подготовила: воспитатель  Колесникова Надежда Николаевна

 

Цель: сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста представления о разнообразии внешнего и внутреннего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.

- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

- Формировать умение в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие:

-  Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память;

 - Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

- Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе;

- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы: разнообразные камни, лупы, волшебный сундучок.

Предварительная работа:

Воспитатель за несколько дней до занятия выставляет коллекцию камней, дети ее рассматривают.

 

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня для вас я приготовила много интересного! Посмотрите у меня есть волшебный сундучок, давайте мы в него заглянем? Ребята, что это? (камни).

Воспитатель: Верно, это - камни. Дети, а где в природе мы можем увидеть камни? (в земле, воде) Совершенно точно, а теперь давайте познакомимся с ними поближе.

Воспитатель. Внимательно рассмотрите камни. Какие они?

Дети. Разные. Большие и маленькие. Красивые, блестящие.

Воспитатель. Дети, какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самый красивый на ваш взгляд камешек. Обоснуйте свое мнение.

Дети. Гладкий и цветной. Большой, и на нем есть полоски. Круглые, маленькие, большие.

Физминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спинку вы держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Воспитатель. Закройте глаза и на ощупь выберете самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов?  А раньше были? (Дети затрудняются ответить). Предлагаю взять несколько камешков в ладони и потрясти их. Что вы чувствуете?

Дети. Как они стучат

Воспитатель. А почему они стучат?

Дети. Потому что мы их трясем, и они бьются друг об друга.

Воспитатель. Как вы думаете, что с ними происходит в море?

Дети. Они там стучат и бьются.

Воспитатель. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камни становятся округлыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладу детям в ладони небольшие шершавые камни.) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?

Дети. Холодные, неровные, царапаются. Не гладкие.

Воспитатель. Чем отличаются эти камни от морских камней?

Дети. Острые, шершавые, не гладкие.

Воспитатель. Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите?

Дети. Трещинки, узоры.

Воспитатель. Что мы с вами узнали нового о камнях?

Дети. Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, теплыми и холодными, цветными и прозрачными.

Воспитатель. А сейчас мы с вами проведем опыт, и узнаем все ли камни тонут.

Опыт «Тонет- не тонет»

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Материалы: кусочки пемзы и каменного угля, прозрачные сосуды с водой

Воспитатель. Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду?

Дети. Он утонет.

Воспитатель. Возьмите камень и положите его в воду, понаблюдайте, что будет с ним происходить.

Дети. Он утонул.

Воспитатель. Как вы думаете, может ли камень плавать?

Дети. Нет.

Воспитатель. Возьмите каменный уголь и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы ли камни по весу?

Дети. Нет, один камень тяжелый, а другой легкий.

Воспитатель. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду?

Дети. Камни утонут.

Воспитатель. Давайте проверим, опустите уголь и пемзу в воду. Что произошло с ними?

Дети. Пемза не утонула, уголь утонул.

Воспитатель. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому, что пемза легкая, в ней много пузырьков и дырочек

Воспитатель. А что это за пузырьки?

Дети. Это воздух, он легкий. Камень тоже легкий и он не утонул.

Воспитатель. Правильно, пемза очень пористая, в этих отверстиях скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет, а плавает на поверхности.

Воспитатель: Ребята сегодня мы познакомились с различными видами камней, их свойствами и признаками. Все, что вы сегодня узнали, расскажите своим друзьям и родителям.

Спасибо большое за участие!

22 ноября 2017 в 09:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.