Колесникова Надежда Николаевна

Формирование экологических представлений дошкольников через организацию поисково – познавательной деятельности.

 Актуальность

В настоящее время экологические проблемы,  как известно, являются общими для всего населения Земли. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Одна из сложностей, возникающая на этом пути, связана с воспитанием у детей не только чувства любви к окружающему миру, но и ответственности. Ответственность формируется постепенно, по мере того, как  дети учатся ухаживать за растениями в детском саду и помогать родителям дома. 

Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно или формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность.

Проблема:

В данный момент существуют значительные проблемы воспитания любви к природе. В образовательных программах этому аспекту уделяется очень мало внимание. Более того, ребенка нужно заинтересовать, вдохновить, нестандартно подойти к проблеме, тогда дети смогут к ней проникнуться. Самая большая проблема экологического воспитания все же содержится не в образовании, а в семейных отношениях и домашнем воспитании, поэтому родители должны стать ответственнее и помочь детям осознать ценность природы.

В начале нашей работы мы определили и поставили следующуюЦель:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Из поставленной цели мы выделили следующиеЗадачи:

Познавательные

 Формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы  на основе полученных результатов

Развивающие

Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные

Воспитывать интерес к  познанию окружающего мира

 Стимулировать желание детей экспериментировать

Формировать коммуникативные навыки

 

Гипотеза

Если своевременно формировать у детей познавательный интерес к миру природы, то ребенок постепенно приобретает новый взгляд на осознанное отношения к окружающей среде

Ожидаемые результаты

v  Развитие познавательного интереса  к живой и не живой природе

v  Пополнение и обновление дидактического и методического материала

v  Повышение экологической культуры дошкольников

v  Развитие наблюдательности, умение сравнивать анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы

v  Создание в группе уголка для проведения поисково – познавательной деятельности

Основные этапы реализации проекта

Подготовительный (сентябрь) – подбор программно – методического материала по направлению работы. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме

Основной (Октябрь – апрель) – формирование представлений о живой и не живой природе посредством поисково – познавательной деятельности. Разработка дидактического и методического  обеспечения для экспериментальной деятельности детей. Совершенствование предметно – развивающей среды

Заключительный (май) – регулярное проведение мероприятий, экологических досугов по воспитанию экологической культуры. Участие родителей совместно с детьми в выставках по природе. Создание условий для экологического и нравственного воспитания детей.

Методы и приемы

• Частично – поисковый: приемы – эвристическая беседа (воспитатель с помощью вопросов наталкивает детей на правильный ответ), самостоятельная работа с элементами исследования, познавательные игры, эксперименты.

• Исследовательский метод: приемы – анализ, оценка, эксперименты

• Объяснительно – иллюстративный: приемы – чтение худ. литературы о природе, заучивание стихов, наблюдение за живыми объектами и явлениями природы

заучивание стихов, трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.

Реализуемые проекты с детьми:

«Огород на окне», «Влияет ли солнечный свет и влага на растения?», «Как развивается растение?»: определение факторов необходимые для роста и развития растений (свет, влага, тепло);

«Куда исчезла вода?», «Удивительные свойства снега», «Где снег не тает?» : знакомим со свойствами воды и снега;

«Где есть воздух?», «Откуда и куда дует ветер?» : знакомство с ветром;

«Зачем кусают комары?» : знакомство с насекомыми ;

«Зачем зайчику другая шубка?» : знакомство с животными

Работа с родителями

- практические семинары, консультации;

- оформление информационных стендов;

- индивидуальные и групповые беседы с родителями.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении я создала предметно – развивающую среду (Уголок природы), обеспечивающую возможность проведения опытов,  наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. У детей развивается интереса к окружающему миру, желание его познать и принять участие в его формировании. Уголок природы регулярно оснащается познавательными играми.

В нашем уголке природы содержаться так же разнообразные комнатные растения(теневыносливые (Хлорофитум хохлатый, Фуксия) и светолюбивые (Бегония, Каланхое),  засухоустойчивые (Толстянка) и влаголюбивые (Глоксиния, Колеус)), их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью.

Здесь находятся инструменты для рыхления почвы, пересадки, опрыскивания и полива растений. В процессе работы в комнатном уголке природы дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев, образовании бутонов.

Такое разнообразие позволяет знакомить детей с разнообразным растительным миром, недоступным в повседневной жизни.

 

Мини – центры в группе

По выбранной теме была создана мини библиотека. Здесь собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей.  М. Пришвин, В. Бианки, Н. Сладков,  Г. Снегирев используется на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных поэтов: А. Пушкин, Н. Некрасов,  И. Бунин, С. Есенин и др.

 

Опытно - исследовательская лаборатория

В группе оборудован познавательно-практический центр который предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов, гипотез, открытий.

Центр  оснащен микроскопом, колбами, линзами, неструктурированными материалами, семенами различных растений. Изучая под увеличительным стеклом листочки, камушки, зернышки, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой. С помощью этого способа, используя возможности игры, воспитывается усидчивость, наблюдательность  дошкольников .

Наблюдение

За листьями в сухую погоду (почему они шуршат?)

За снегом и льдом (закреплять представление что вода может быть в твердом состоянии)

В огороде за созреванием помидоров (факторы способствующие созреванию : полив, рыхление, тепло, солнечный свет)

Творческое самовыражение по экологической тематике

- развитие внимательности, аккуратности

- развивать умение работать в группах

- воспитывать доброе отношение к природе

-вызывать радость у ребят, от выполнения творческого самовыражения в рисунках, поделках, аппликациях.

Выставки семейного творчества

-Проводится с целью организации совместной деятельности детей и родителей,

- развитие творческой и познавательной активности детей,

- экологической культура

- развития художественно – эстетического вкуса

Экологические досуги и праздники- одна из самых увлекательных форм экологического воспитания дошкольников, т.к. создается положительное эмоциональное настроение, праздничная атмосфера.

Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность

для ознакомления детей с потребностью растений в свете и влаге, мы предлагаем детям поместить два одинаковых растения в разные условия: луковицы в баночке с водой на свет и луковицы без воды в тень. Через определённый промежуток времени дети замечают, что листья растений стали отличаться: растения на свету имели хорошую корневую систему и остались зелёным, а растения в тени потеряло окраску листьев, стали бледными, не имели корневой системы. В ходе наблюдений, которые фиксировались в дневнике, дети приходят к выводу, что свет и влага необходим для благополучия растения.

 Слайд 18

«Удивительные свойства снега»

v  Расширять представления детей о свойствах воды и снега.

v  Учить устанавливать логические связи: снег в тепле тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лед.

v  Побуждать интерес к опытам, развивать наблюдательность, наглядно- действенный вид мышления.

 

В нашем уголке природы вместе с детьми мы организуем «огород на подоконнике», где мы вместе с детьми высаживаем семена различных растений, предварительно проращивая их. В ходе этой работы дети знакомятся с внешним видом семян разных растений, учатся высаживать их, наблюдают за прорастанием и дальнейшим ростом так же дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов.

Вывод:

Работа по формированию экологических представлений дошкольников через организацию поисково – познавательной деятельности:

  Повышает познавательную активность дошкольников

 Способствует развитию творческого потенциала каждого ребенка

  Повышает уровень познавательного интереса к объектам живой и не живой природы

  Расширяет кругозор детей

 Учит детей логически мыслить,  рассуждать, делать самостоятельные выводы

 

 

22 ноября 2017 в 09:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.